ГУБЫ БИЛИСЬ, А СТРУНЫ ЛОПАЛИСЬ...

Михаил МАРГОЛИС
Известия.ру, 25 декабря 2006 г.

оригинал лежит здесь

Леонид Фёдоров, Владимир Волков. "Красота" (P) 2006Повелитель звуков Лёня Фёдоров и его попутчик -мультиинструменталист Владимир Волков под Рождество принесли в мир свою "Красоту". Постичь ее переполненному залу ЦДХ отчасти помог "вокальный" квартет электрозверушек.

К предельно конструктивистско-футуристичной "Красоте" вожатый питерского "Аукцыона" Леонид Фёдоров пришел через семь лет после первого опыта сотрудничества с авангардным музыкантом Волковым, ознаменовавшегося синглом-пророчеством "Зимы не будет", и спустя 11 лет с момента записи (в альянсе с Алексеем "Хвостом" Хвостенко) этапного альбома "Жилец вершин" на стихи Велимира Хлебникова. Тогда, в 95-м, Лёня явственно просигнализировал себе и окружающим, что не "Аукцыоном" единым исчерпываются его креативные маршруты.
В новом веке Фёдоров превратился в натурального музыкального алхимика. Его последние альбомы рождаются фактически в квартирных условиях, с помощью компьютера, различных "примочек", скупого инструментала и неутолимого желания во всем дойти до самой сути, расщепить на атомы слово и звук. Музыку он препарирует не только с Волковым, но и с таким безжалостным к традиционным формам маэстро, как Владимир Мартынов. Веселая троица некоторое время назад даже намеревалась в филармонической обители, зале имени Чайковского, констатировать "конец эпохи композиторов". В поэзии Леонида отбросило на столетие в прошлое, из которого лучше всего просматриваются миражи и истины вечного будущего. Его утянуло туда, где Бурлюк и Крученых, "пощечина общественному вкусу" и "декларация слова как такового", но еще больше — к милейшим и трагическим обэриутам с их божественной органикой и надеждой, что они "не только творцы нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов".
Проследовав через проекты "Анабэна" и "Лиловый день", где эхо "Аукцыона" плавно стихало в гуле нарождавшейся федоровской иноходи, Лёня добрался до своего удивительного аудиотриптиха. В конце 2004-го родился альбом "Таял", годом позже "Безондерс", и вот теперь, на исходе 2006-го, — "Красота". Взаимосвязь этих пластинок настолько очевидна, что, право, их должны когда-нибудь издать в одном "боксе". Хотя изначально ни о каком цикле Фёдоров речи не вел. Да он и сейчас не ведет (с речами он вообще не очень дружен), просто поет как дышит — и все.
Из "Красоты" в этот вечер прозвучали лишь три темы: "Мао", "Зла нет" и "Фиделька". Ради последней вещи Лёня отложил гитару, взял микрофон, надел пиджак и встал у рояля (аки Штоколов). Аккомпанировал Волков. О подразумевающемся хвором кубинском командантеЛёня пропел в духе романса "Гори, гори, моя звезда". Собственно, текст песни именно к этому романсу и отсылает. Последняя его строфа звучит так: "Ты у меня/ Од nacht последняя,/ Drukoй не будет/ Niet когда". Аналогичным образом построены и прочие песни "Красоты".
Если в "Таял" Фёдоров опирался на поэтические экзерсисы штатного аукцыоновского пиита Дмитрия Озерского и тексты Анри Волохонского, а "Безондерс" целиком базировался на творениях исчезнувшего в сталинских застенках обэриута Александра Введенского, то в "Красоте" заговорили в полный рост амстердамский сочинитель Андрей Смуров из активного перфомансного тандема TransLit и отечественный художник Артур Молев, оформивший не один федоровский альбом и создавший несколько мультиков на песни Лёни. Свою "визитку" Смуров и Молев оставили еще в альбоме "Таял", куда вошла их терпкая темка "Бен Ладен". Теперь же Фёдоров и Волков склеили из их лаконичной, глумливой, талантливой поэтической эквилибристики программу, обезоруживающую любую агрессивно-сермяжную реальность.
В "Красоте" нет песен-хитов хотя бы в том виде, в каком они присутствовали в двух предыдущих альбомах, где были "Холода", "Немцы", "Таял". Но здесь тьма хитовых фраз и словосочетаний: "Труден путь in", "ХА МАЗ MAS SAD/ Маркиз Де Сад/ Садам Содом/ Shalom! Sharon!". Опусы Смурова и Молева в "базовой комплектации" все же не выходят за пределы забавной литературно-эстетической провокации, иногда они даже слегка пошловаты (думается, поэтому в "Красоту" не вошли тексты "Ким Ир Сен" и "Саломея"), но Фёдоров и Волков делают их предметом искусства и некой философии.
Слава Богу, что здоровый юмор никуда при этом не девается. В эпилоге презентации, пока Лёня заунывно-тоскливо допевал трагичную песню "Сын", Володя, отложив в сторону свой любимый контрабас, начал таскать из-за кулис веселых электрических самопередвигающихся мохнатых зверят и отправлять их по сцене — к Фёдорову на подпевку. Такой выход из смачно-мрачной "Красоты" выглядел вдохновеннее бетховенской "Оды к радости"...
Теперь настает черед "Аукцыона". В наступающем году, после 12-летнего (если считать скрупулезно) перерыва, одна из главных отечественных рок-групп наконец-то представит стране свой новый альбом. Он уже записан, причем в США, где Фёдорову со товарищи составили компанию блестящие музыканты вроде гитариста Марка Рибо, не один год сотрудничавшего с Томом Уэйтсом, или джазового пианиста Джона Медески. За зиму альбом обещают "свести", и затем он вполне способен стать одним из главных рок-событий сезона.

Обсудить в форуме

Назад

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100