ЗЛАЯ ПУЛЯ, ДАЙ МНЕ ВОЛЮ
(глава из статьи “Я говорю с тобой из Ленинграда”)

Max der KOPFJAGER
(c) "FUZZ"
(№12, 2000 г.)

  Леонид Фёдоров: ЛЕНИНГРАД — он весь направлен на то, чтобы выступать, х…чить, по-русски говоря. Поэтому мне меньше нравятся их акустические штучки, непонятно, зачем это. В том жанре песни, которые исполняются под гитару... того же Северного возьми, они все лучше "ленинградских" песен как песни, их можно петь как угодно. А ЛЕНИНГРАД должен быть такой, чтобы сметало все...

Л. Фёдоров и "Ленинград" на сцене ДК Горбунова. Фото любезно предоставлено официальной страницей группы "Ленинград""Первый альбом группы, "Пуля" писался с зимы по лето 1998 года и вышел в 1999-м. Он содержал песни, которые могли бы соответствовать понятию "городской романс" 50-60-х годов. Грязноватый звук, как бы блатные песни, здесь и там порхают нецензурные ласточки. Продюсер — Леонид Фёдоров, что накладывает определенный отпечаток, хотя говорить, что “получилось, как у АУКЦЫОНА” нельзя. Все гораздо грубее, но и в то же время задорнее. В ряде вещей "стандартные" блатные аккорды оказываются перемешаны с популярными песнями и мелодиями (чего стоит один "микс" "Давай-давай!/No Limits"!), и это становится любимым развлечением Сергея Шнурова. К удивлению многих, вокалистом выступает Игорь Вдовин. Первый радиосингл группы — "Леля" и самая футбольная песня всех времен и народов: "Зенит"! — футбол! — хоккей! — налей!" Но, наверное, этот альбом все же нельзя назвать абсолютно популярным. Несмотря на весь свой шарм, он оказался слишком специфичен (как, впрочем, и все, что делает группа) и вскоре был перекрыт "Матом Без Электричества".

Группа активно выступает по клубам обеих столиц, завоевывая в Москве едва ли не большую известность, чем в родном городе. Совместный большой концерт ЛЕНИНГРАДА и АУКЦЫОНА в ДК Горбунова проходит, однако, без Вдовина — за него поет Леонид Фёдоров. Сам же Игорь Вдовин сначала “заболевает”, а в конце весны 1999 года и вовсе оставляет группу.

Шнур: К городскому фольклору подошли совершенно случайно, и абсолютно это было теоретически и спекулятивно. Городской фольклор существовал где-то, не могу сказать, что я был его приверженцем, апологетом или фанатом. Слушал постольку, поскольку слушали все — случайно в каких-то компаниях. Ни кассет, ничего не было, и знатоком этого дела я не был и не стал. Это единственное музыкальное направление, которое является, по идее, предтечей всей российской альтернативы.

Андрей Антоненко, "ленинградец-ветеран": История записи "Пули" очень простая. Илья Бортнюк, который тогда был главным в компании "Шок Рекордз", задумал записать альбом группы ЛЕНИНГРАД, которая только что заключила с ним контракт. Для этой цели он хотел выбрать продюсером БРАТЬЕВ ЖЕМЧУЖНЫХ, и запись должна была происходить на Ленинградской студии документальных фильмов. В тот момент, когда мы первый раз пришли на студию, там оказался Лёня Фёдоров, который там что-то сводил или записывал. Серега ему сказал: "Будешь?" — "Буду". Леня почти до остановки сердца сидел, сводил там эти песни.

Шнур: Долго сидели, мучились. В плане звука это, бесспорно, его альбом.

Леонид Фёдоров, АУКЦЫОН: Мы как раз эксперименты всякие ставили, заодно решили записать и группу ЛЕНИНГРАД. Я помню, что было очень много песен. Мы записали порядка двадцати пяти, и было тяжело... просто очень много материала, я даже не знаю, изданы ли они все до конца.
Писали достаточно быстро — в том плане, что сначала что-то не пошло из-за того, что у них не было опыта просто, а потом они втянулись; самые лучшие треки записались, конечно, в самом конце. Так въехали. Но там довольно сложной была сама телега. С одной стороны, очень кайфово, потому что все живьём, а с другой — опыта требует процесс. На самом деле, в России у нас никто так и не писался никогда. Давным-давно, лет 30 назад так писали. То, что на Западе делают все. А у нас же как? — накладочки: сначала барабанчики прописывают, потом... фигня, в общем. Ну, мы писали это вместе. Дудки отдельно, а все остальное вместе — с голосом, со всем.
Энергия — она ощущается. Когда писались с ЛЕНИНГРАДОМ, то искренне хотели переделать голоса Вдовина, но он не мог ни одну песню перепеть. Потому что просто не попадал; когда ты поешь живьем, совсем другая энергия. Он в эту самую энергию не мог войти, не мог ее выдать сам по себе. Записать другой вокал уже не получалось у него. Такой процесс... Поэтому живяк и получился.

Шнур: Нам чище записаться гораздо сложнее. В силу внутренних причин, и просто не была бы передана эта живая атмосфера, этот момент, когда ты слышишь кассету и — "вот тут он облажался"! И ты слышишь это, и тебя это вставляет: вот, сука! живой человек! облажался!

Альбом переиздавался разными компаниями.Первое издание было выпущено в 1998 году фирмой "O.H.L." тиражом всего 500 экземпляров с обложкой, изображавшей Игоря Вдовина, держащего в зубах пулю. Второе ("O.G.I." — 1999) и третье ("Отделение Выход" — 2000) отличались не только ретро-оформлением, в которое также были подмешаны фотографии участников группы и Леонида Фёдорова, но и набором песен.

Шнур: Первое издание — оно самое что ни на есть правильное. Там с Ленькой Фёдоровым я лично сидел за компьютером в идиотской программке, которая выставляет порядок песен с любого компакта. Сидел — не дать соврать — часов восемь, заслушав уши, приведя их в измочаленное состояние, выбирая этот е...ный порядок песен. В итоге мы пришли к тому порядку, который на этой кассете.

Леонид Фёдоров: Восемь часов сидели только мы со Шнуровым — а сам я сколько сидел! Там был действительно очень хороший порядок, а потом все это похерили непонятно как. Но тогда же они все стремались, что там матюги сплошные, издавать все это казалось очень стрёмным, хотя в любом случае это с самого начала было понятно. Всего там до фига. На тот момент это было экстремально.

Шнур: Наши замечательные московские партнеры, естественно, всё переиначили, всё напутали, и напутали даже названия песен. На последнем издании — самое прикольное, что это уже переиздав и продав права другой фирме, они всё равно оставили старый порядок, и песню "Колокола" до сих пор называют "Катюха"! Уже два года! Мне кажется, что в ЛЕНИНГРАДЕ самое офигенное — то, что ты слушаешь песню, и тебе кажется, что ты ее где-то слышал. А был такой момент, когда по "Радио Модерн" закрутили самую первую песню, которую мы записали — "Леля". Она была авторской, конкретно я её придумал, текст, мелодию. К одному нашему знакомому подошел сокурсник и говорит: “Да ты что! Еще моя бабушка эту песню мне пела!”
"Пуля" на выходе мне не нравилась. Изначально не впечатлило. А сейчас нравится, прошло три года... Я думал, что это будет бомба, а бомбы в "Пуле" не было. Вот "Мат" получился бомбой.

"Пулю" через год уже никто слушать не будет, "Пуля" — это интеллектуальный из...б.

P.S. (из главы “Да, ты права!”)

Леонид Фёдоров: “Мат” мне вообще не понравился, если честно. Там первые треки - они просто провалены по энергии, на мой взгляд, такие провисшие, они сделаны так... мёртво. Дальше, вроде, ничего...
Шнур замечательный сам по себе персонаж, но у Вдовина в голосе что-то присутствовало, помимо всего прочего, он делал песню глубже, что ли, чем она есть. У него проявлялся драматизм очень верный для этой эстетики, а Шнуров делает всё более холодно, и, соответственно, это другая вещь, может быть, она более правильная, хрен его знает, но как-то... пропало что-то, я не знаю, что будет дальше. Шнур-то, слава Богу, сам знает, что делает.

[Назад]

Rambler Top 100Rambler's Top100