8 января 2004 г. - Рождественский концерт "Зимы не будет" в ГКЗ им. Чайковского

ВОСТОРГ И НЕДОУМЕНИЕ

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ,
Россiя
, 12.01.2004
оригинал лежит здесь

Рождественский концерт "Зимы не будет". ГКЗ им. Чайковского, Москва, 8.1.2004. Фото (с) Владимир ПреображенскийРождество – время чудес. И самые смелые фантазии способны сбываться. В уникальной программе «Зимы не будет» на сцене Концертного зала им. Чайковского сошлись «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко и рок-группа «АукцЫон».

Татьяна Гринденко, одна из наиболее ярких представительниц современной русской скрипичной школы, лауреат многих конкурсов, пропагандирующая вместе с «Академией старинной музыки» аутентичную манеру исполнения, известна своей склонностью к экспериментам не меньше, чем лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров, все дальше погружающийся в своих «параллельных» проектах в пучину авангарда и фольклора. Вместе им удалось создать нечто, что один из современных музыкантов назвал «искусство нового синтеза».
Не будь я сам счастливым свидетелем услышанного, никогда бы не поверил, что «Зима» из «Времен года» Вивальди может так органично перейти в «аукцЫоновскую» «Зимы не будет», звучащую неким полемичным ответом, и что «Рождественская песня» Преториуса, столь впечатляюще исполненная Федоровым на немецком языке, будто бы невзначай перерастет в тему из перселловского «Короля Артура», кое-кому известную лишь по версии Майкла Наймана.
Завершая первое отделение, аукцЫоновцы неожиданно грянули плясовую «Все вертится» из альбома «Птица», заставившую содрогнуться непривычные к таким децибелам и ритмам академические стены.
Во второй части программы минималистичная пьеса «Последний листок» Владимира Мартынова, композитора, в творчестве которого воплотились наиболее революционные черты музыки XX столетия, вызвала неоднозначную реакцию. Кто-то недоуменно переглядывался и даже пытался свистеть, а моя соседка, например, затаив дыхание шептала: «Брависсимо». Фортепианная «капель», на цикличной повторяемости которой построена композиция пьесы, постепенно переросла в мощный поток, обрастая все новыми звуками. К исполнению подключились струнный ансамбль, духовые, электрогитары, барабаны «АукцЫона», воплотив в лучшем виде то, что у джазовых и рок-музыкантов называется «джем сейшн». Апофеозом действа был чинный выход на сцену самого автора – Владимира Мартынова, который церемонно порвал и сбросил с постамента тот самый «последний» нотный листок, до этого важно покоившийся на пюпитре.
После концерта те, кому оказался не по зубам столь радикальный эксперимент, своеобразный тест на способность воспринимать в едином художественном высказывании столь различные культурные пласты, продолжали пожимать плечами, спеша к выходу. Другие (их было подавляющее большинство) кричали «Еще!». А Николай Дмитриев, директор культурного центра «Дом» и автор идеи программы, загадочно и довольно улыбался. Он-то знает, что все только начинается и что за «Зимой», даже выраженной через отрицание, непременно последует и «Весна».

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100