Воскресный концерт: Московский международный дом музыки, 18 апреля 2004 года


ВОСКРЕСЕНИЕ КОНЦЕРТА

Александр ГОРБАЧЕВ,
zvuki.ru, 20.04.2004,
оригинал лежит здесь

Волковтрио, Леонид Фёдоров, Сергей Старостин. Воскресный концерт, ММДМ, 18.4.2004. Фото (с)  TooslephzeeКонечно, очень заманчиво было бы заявить, что "Воскресный концерт" - мероприятие экспериментальное и неожиданное, только вот это не совсем правда. За последние несколько лет все участники концерта успели переиграть друг с другом в самых разных составах: Владимир Волков записывал совместные альбомы и со Старостиным, и с Федоровым, последний, в свою очередь, включил в свой альбом "Анабэна" один из распевов хора Сирин и запустил в прошлом году проект Федоров-Котов-Старостин, ну и так далее. Короче говоря, "Воскресный концерт" смотрелся не любопытной продюсерской причудой, а вполне закономерным итогом совместной деятельности этих музыкантов, в каком-то смысле, акцией по подытоживанию и осмыслению накопленного музыкального опыта.
В том, что вся эта компания выступала с совместной программой в Московском Международном Доме Музыки, тоже нет ничего особенно удивительного - этот зал далеко не столь консервативен, как другие академические московские сцены, ну а потрясающая сцена и очень чистый звук пошли всему происходившему исключительно на пользу. Странная история приключилась только с публикой - несмотря на то что "Воскресный концерт" активно и благожелательно анонсировался многочисленными СМИ, в зале были заметны многочисленные пустые места. Дошло до того, что изрядное количество слушателей покинули концерт ещё до его завершения, что смотрелось весьма странно и неприятно. Сразу вспомнился январский концерт "Зимы не будет", когда часть публики, пришедшая в зал Чайковского исключительно ради выступления Аукцыона, начала освистывать и захлопывать длинное минималистичное фортепианное вступление к произведению Владимира Мартынова "Листок из альбома". До такого на сей раз дело, к счастью, не дошло, однако многие зрители явно не очень понимали, куда они попали и что происходит на сцене.
А то, что происходило, напоминало не столько традиционный концерт, сколько сложный музыкальный спектакль с хорошо продуманной драматургией, большим количеством подтекстов и глубоким смыслом. Спектакль, темой которого было - как можно было понять уже из названия мероприятия и времени его проведения (через неделю после Пасхи) - вечное обновление жизни, уход в небытие и возрождение в этом мире в новом обличье. Впрочем, это пафосное высказывание настроению самого "Воскресного концерта" мало соответствует - никакой помпезности в представлявшейся музыкантами программе (а это и вправду была цельная программа, выработанная после полугода репетиций) не было. Видимо, во многом потому, что форма выражения столь мощного содержания была выбрана очень верно - так или иначе, все происходившее на сцене интерпретировало, переосмысливало и давало новую жизнь фольклору и традиционной музыкальной культуре: Сергей Старостин, поющий под авант-джазовый аккомпанемент ВолковТрио всамделишные народные лирические песни, хор "Сирин", те же песни перемежающий церковными распевами, Леонид Федоров с Волковом-Курашовым-Сладкевичем, в своих композициях возрождающий и по-новому толкующий все те же вечные темы и мелодии. Уже известные по многочисленным альбомам вещи - от "Якорей" Федорова до аутентичных "На нашей деревне" и "Когда молод был" - звучали в контексте всего концерта не то, чтобы совсем по-новому, но все-таки несколько иначе, со смещенными акцентами.
Ссылаться в музыкальном репортаже на то, "как беден наш язык", - некоторый моветон, но мне все-таки придется это сделать. Сколько ни рассуждай о переосмыслении и обновлении традиционной музыкальной культуры, о новых-хорошо забытых старых формах музыкального языка, о выстроенности композиции мероприятия - настоящего, субъективного эффекта, который произвел "Воскресный концерт", все равно не передашь. Потому что когда странный, страшный и до боли печальный плач деревенской старушки по погибшему сыну, записанный на пленку и показанный на висящем на сцене экране, сменяется завораживающей, мистической, невероятной версией давно знакомой песни Федорова "Голова-нога" в сопровождении ВолковТрио и Старостина, ощущение возникает почти физиологическое - мурашки по коже, страх, ощущение ухода в нечто запредельное, и это толком не опишешь. И толком не опишешь ту радость, которая появляется в конце концерта, во время слаженного исполнения Пасхального гимна тремя хорами в сопровождении все тех же музыкантов - радость, которая и вызывает нелепую улыбку на лице на всем пути от концертного зала до дома. Оказывается, бывает и такое, амбивалентность в действии - страх смерти и радость воскресения, древнерусские хоровые распевы и песни Леонида Федорова, поминальный плач старушки из вымирающей деревни и пасхальный гимн хора "Сирин", все вместе, в одном круговороте-карнавале-празднестве.
Концерт длился более двух часов, и без не совсем удачных моментов, конечно, не обошлось - отдельные хоровые номера получились несколько затянутыми, а некоторые переходы между составами - не совсем логичными. Но это, по большому счету, неважно, потому как рассматривать "Воскресный концерт" по отдельным частям не стоит. Концерт в данном случае - это почти название произведения, как у академических композиторов: для хора, джазового трио и двух вокалистов. Получается, в каком-то смысле, обновление не только традиционных тем и смыслов русской этнической музыки, но и возрождение в совсем новом, причудливом качестве классической музыкальной формы - с прологом, несколькими последовательно сменяющимися частями и торжественно-восторженном завершением. Только вот, в отличие от традиционных концертов, партитуры которых расписаны и отпечатаны, исполнение этого произведения было событием единственным и уникальным. Поэтому зрителям оставалось только долго и упорно вызывать на "бис" всех участников действа и надеяться на то, что ещё раз увидеть подобное все-таки удастся.

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100